Фёдор Вяземский (muzicaviva) wrote in afisha_lj,
Фёдор Вяземский
muzicaviva
afisha_lj

Чарльз Найдик: "Музыкант – это не профессия, а образ мышления"

7 февраля в рамках фестиваля «АртНоябрь» в Московском Международном Доме Музыки выступит выдающийся кларнетист современности – Чарльз Найдик. С Россией этого музыканта связывают не только выступления в нашей стране, но и годы обучения в Московской консерватории. Перед выступлением с кларнетистом поговорил редактор ЖЖ по культуре – Федор Вяземский.


Чарльз, расскажите про инструмент, на котором вы будете играть?

Этот кларнет сделан из особой породы дерева – самшита. Вообще, я всегда хотел играть на инструменте, который сочетал бы в себе лучшие качества стальных инструментов и деревянных духовых. Этот кларнет сделан по заказу и отвечает всем моим требованиям.

Вы очень хорошо говорите по-русски, даже несмотря на то, что долго здесь не бываете. Как вам это удается?

Я люблю русский язык. Я стараюсь и говорить, и читать на нем. У меня есть русские друзья. Я много с ними общаюсь устно и переписываюсь. Люблю читать книги на русском языке.

А что именно?

В основном классику. Я читаю рассказы Чехова, Бунина.

Интересна история с получением первого образования. У вас диплом с отличием по специальности «культуролог», значит вам это нравилось, а потом вдруг резкий поворот в жизни и обучение в московской консерватории. Как так получилось?

Не то чтобы я изменил направление в жизни. Я всегда играл. С самого детства. Мои родители музыканты. Просто я всегда хотел иметь образование более широкое, чем просто музыкальное. И я очень рад, что у меня оно есть, это очень пригождается в жизни.

А как?

Просто много замечаю в мире. Антропология для меня дала возможность следить за культурными процессами, происходящими в мире как бы извне. Быть и внутри культуры и снаружи. Даже в рамках музыки я интересуюсь не только классической, но и фольклорной, и восточной музыкой. Это все касается антропологии.

Насколько я знаю, вы сами сочиняете музыку. Какого рода эта музыка: тональная или атональная?

Я пишу атональную музыку. Но атональной музыки как такой не существует. Просто есть музыка с большим или меньшим диссонансом. Хорошая музыка всегда имеет тональное направление. Это не просто бессмысленный набор аккордов. Во всем есть своя логика.

Да, но она может быть непонятна слушателю.

Вы правы, но задача музыканта ее объяснить.

Как?

Надо играть хорошо. В музыке важна отдача.

В этом году очень много говорят о праздновании в честь 200-летия Верди и Вагнера. Фестиваль «Арт Ноябрь» напоминает, что есть и другие даты в этом сезоне. Например, 180-летие Брамса. А в каких вы отношениях с этим композитором?

О, это сложный вопрос. Во-первых, для кларнетиста музыка Брамса занимает особое значение. Сочинения для кларнета – последние в его творчестве, а кларнетовый квинтет, может быть, самое великое его сочинение.
Как кларнетист я благодарен, что у нас есть эта музыка. Его техника даже для сегодняшнего дня очень полезна. В свое время она очень повлияла на развитие музыкального процесса. Отсюда идет музыка Шенберга и его система додекафонии. Я сам об этом много думаю и разговариваю с коллегами. Как-то у меня состоялся разговор с композитором Эллиоттом Картером, с которым мы были близки. Его всегда очень интересовало, как Брамс строил свои сочинения. Потому что в его сочинениях прослеживается четкое отношение между самой маленькой деталью и большой формой. В каком-то смысле можно сказать, что это идеал в музыке. Все настолько гармонично, что ты понимаешь последовательность связей и виден какой-то идеальный просчет. Но на слух это так естественно, что ты просто не замечаешь этого.
У других композиторов слышен замысел, а здесь все гармонично.

В чем выражается ваше личное отношение к музыке Брамса.

Самое главное для музыканта - этот как раз личное отношение к произведению. Если этого нет, то хорошего исполнения не будет. Без этого я, как музыкант, не смогу быть убедительным.

А есть та музыка, к которой вы не испытываете интерес и не можете чувствовать себя убедительно?

Если честно, я не знаю. Задача профессионала - войти в мир любого композитора. Мне интересно играть разное. Я играю Денисова, Брамса, Вебера, Моцарта. И всегда пытаюсь всех их понять.

О вас говорят в превосходной степени, у вас много регалий и наград. Какая победа для вас наиболее важна?

Если ты музыкант, надо просто играть. И скромно относится к произведению, которое играешь, не выпячивать себя. Я никогда мне думаю о том, чтобы получить какие-то награды. Я просто стараюсь играть убедительно и выразительно. И надеюсь, что слушателей это трогает.

Но не все, кто играет убедительно и выразительно, достигают такого исполнительского уровня, которого достигли вы. В чем ваш секрет?


Я от себя много требовал. В каком-то смысле кларнет я выбрал случайно. Мама сначала занималась со мной на фортепиано, но иногда она была слишком строга со мной. Это отбило все желание. А вот с моим отцом, который сам был кларнетистом, все сложилось удачнее. Когда мне было 3 года, он дал мне мундштук. Так, что для меня это было своего рода предзнаменованием. Я учился играть и на других инструментах, например на альте, но этот опыт был важен для меня как для композитора.

У вас очень большое поле деятельности. Вы дирижер, исполнитель, композитор и педагог. На данный момент, что для вас является самым важным и что больше всего удовольствия приносит.


Это еще один сложный вопрос. Мне всегда приносит удовольствие, то, что я делаю в данный момент. Я по природе очень старательный человек. Это, конечно, не распространяется на те моменты, когда, например, мои ученики не готовы к занятию.

А вы вообще строгий преподаватель?

Надо спросить моих студентов. Я думаю, что я строгий. Но с возрастом и опытом становишься мягче. Потому что ты начинаешь понимать, какими методами добиться результата.

Но сами к себе остаетесь строги.

Да, потому что это очень важно. Ведь музыка – это не профессия, это образ мышления. Это как болезнь, что ли. Поэтому от себя нужно очень много требовать. Без занятий это не получается и это не зависит от таланта.
Tags: #анонсы, #концерты, #музыка
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments