Андрей, на мой взгляд, поэзия сейчас начинает выходить из глубокого андеграунда, это верно?
Да, поэзия, безусловно, в 2012 году выстрелила. В простых прикладных вещах сильно помогли этому подъему Всеволод Емелин и Дмитрий Быков. Не буду, конечно, обсуждать качество этих стихов, но важен факт – поэзия сейчас обсуждается обществом.
И это произошло буквально за какой-то короткий промежуток времени?
Да, за весну 2012 года все очень сильно изменилось.
Почему?
Не знаю. Поэты с юмором списывают это на революционные настроения прошедших полутора лет. Эти настроения всегда провоцируют поэтов и предъявляют им претензии, поэты всегда это ощущают. В такие моменты чувствуешь, что люди ждут стихов, и хочется писать. Это ощущение у меня, на самом деле, до сих пор не проходит.
Ознакомившись с вашей биографией, я узнал, что вы активно развиваете жанр поэтических дуэлей. Эта традиция сейчас тоже переживает свое возрождение?
Да, я частично приложил руку к этому, но, понимаете, жанр поэтических дуэлей достаточно труден для постановок. Очень тонкая и деликатная вещь. Нужна специальная публика, приглашенные знаменитости, которые с удовольствием будет смотреть на происходящее и создадут необходимый фон. Я веду еще поэтические слэмы, где автору дается 3 минуты на выступление, и мы тоже стараемся собирать тусовку там. Поэтические дуэли мы проводили совместно с журналом «Крокодил» Сергея Мостовщикова. Он очень многое сделал, чтобы на этих мероприятиях собирались нужные люди.
А можете пояснить, в чем разница между дуэлью и слэмом.
Дуэль всегда была очень светским мероприятием, потому что она подразумевает «встречу» уже состоявшихся поэтов, когда есть чем мериться. Я скорее занимаюсь проведением поэтических соревнований, это и в древней Греции было, и в Ирландии. Сейчас слэмы очень популярны в Германии, США, во Франции. Там, кстати, диск с записью победителей поэтического слэма выпустили тиражом 200 тысяч. Вот это популярность! У нас и 100 штук бы не разошлось, наверное.
Тут еще важно правильное место выбрать для мероприятия, чтобы было модное, с правильной аудиторией. Раньше это была Билингва, например. Сейчас там уже не то совсем. Так что надо искать какие-то новые места.
Я знаю, что вы ведете свой дневник в Livejournal. Помогает ли это находить свою аудиторию?
Если что-то пишешь в ЖЖ - это на века. Он мне, конечно, очень помог в свое время. По сути, количество моих читателей в LiveJournal – тираж «Нового мира» или «Знамени». Просто никто не задавался данным вопросом.
Тяжело ли зарабатывать поэзией?
Я бы не сказал, что этим вообще можно зарабатывать. Нет, это не хлеб, а масло, преференции в виде премий.
А когда вы поняли, что можете монетизировать свое творчество?
Году в 2003. Но сначала в 2002 я выиграл свой первый слэм. В финале получил 500 долларов. Но эти 500 долларов – это раз в год, это, конечно, не серьезно. Потом я в Санкт-Петербурге выступил в одном модном клубе «Пар» и мне там дали 50 долларов. И пошло поехало. Нигде с деньгами не было проблем, кроме Москвы. Здесь как-то вопрос о деньгах у людей вызывает даже озлобление, мол: «Ты еще и денег за это хочешь?». Поэтому я практически не выступаю в столице.
А где самая благодарная публика? Вам вообще важно чувствовать аудиторию?
Я публику хорошо чувствую. На самом деле, чем дальше от центра, тем больше интереса к поэзии. Очень теплая атмосфера в Сибири. Они любят послушать и высказать свое мнение. В Воронеже мне понравилось вступать.
В вашей поэзии много ненормативной лексики. Понятно, что это не просто мат ради мата. Чего вы хотите добиться, используя такую лексику в своей поэзии?
На самом деле, поездив по провинции, я понял, что «овчина выделки не стоит» и можно спокойно обходиться без матерных слов. У меня скоро выйдет новая книжка в издательстве НЛО - «Звериный стиль». Там только в двух стихотворениях есть мат, и то – прямая речь. Вот эта книжка друга, я самую лучшую книжку написал, я думаю. Там самые удачные стихи мои собраны. Я вам обязательно ее подарю.
А когда я начинал сочинять стихи в 90-ых, то сразу же читал я их ребятам из своей компании, которая состояла из наркоманов, воров и алкоголиков. Рассказывая о них истории, я просто не мог не употреблять мат – там по-другому просто не скажешь. Сейчас круг моих интересов изменился и тусовка изменилась. Вообще, многое в жизни изменилось.
Расскажите, пожалуйста, про программу 23 февраля. Какого героя вы нашли или, может быть, только будете искать?
Я думаю, героя будем искать в процессе концерта. Хочется, чтобы этот вечер был живой. У нас шел спектакль «12», тогда на цене происходило живое действо. Только там выступали мужчины, а 23 февраля буду женщины. 8 женщин – это на самом деле опасно. Здесь каждую женщину, каждого поэта нужно отделить друг от друга. Потому что все они яркие индивидуальности и смешивать их нельзя.
А аллюзии c Феллини есть?
Конечно! 8 женщин и половина мужчины. Вот все вместе и будем искать героя нашего времени.
фото Дарья Разумникова