Фёдор Вяземский (muzicaviva) wrote in afisha_lj,
Фёдор Вяземский
muzicaviva
afisha_lj

Categories:

100-летие Бенджамина Бриттена в Санкт-Петербурге

В России начинается подготовка к 100-летию известного британского композитора XX века Бенджамина Бриттена. К этому событию приурочена программа «Сезонов Бенджамина Бриттена в России», организованная Британским Советом и Фондом Бриттена-Пирса. Празднование начнется уже летом в Санкт-Петербурге. С 4 по 8 июня компания Mahogany Opera (Великобритания) и Фонд «ПРО АРТЕ» в Эрмитажном театре и Лютеранской Церкви Св. Екатерины представят «Притчи для исполнения в церкви», созданные композитором в период с 1964 по 1969.

сезоны Бриттена

Постановку притч в Санкт-Петербурге представит директор Mahogany Opera и режиссер Фредерик Уэйк-Уокер: «Каждая из Церковных Притч была вдохновлена определенным произведением искусства: «Река Кэрлью» – спектаклем японского театра Но «Сумидагава», «Пещное действо» – витражами Шартрского собора, «Блудный сын» – картиной Рембрандта, представленной в музее Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Моя постановка нацелена на то, чтобы соединить эти отдельные впечатления с другими, повлиявшими на Бриттена, связать Западные визуальные формы искусства и Восточную театральную технику. Так, в «Реке Кэрлью», японский театр. Но объединен с западной средневековой иллюстрацией. В «Пещном действе» танцевальная драма Бали (в особенности танцы бамбур, кецак) связаны с религиозными витражами. В «Блудном сыне» Рембрандт и Иероним Босх сочетаются со восточным танцем (например, Дабка) и суфизмом.

Фредерик Уэйк-Уокер Притчи для исполнения в церкви

Решая, в каком порядке представлять Притчи, я обратился к принципу театра Но «jo-ha-kyu». «Jo» означает «начало», и соответственно относится к пьесам, открывающим представление, темой которых часто является течение времени. «Река Кэрлью», помимо всего прочего, была написана первой и таким образом устанавливает ряд фундаментальных идей, а также рисует перед зрителями наиболее мощную картину этого особенного мира. «Ha» означает «перелом». Появление Искусителя в начале «Блудного сына» идет вразрез с традиционным официальным обращением Аббата к аудитории в двух других Притчах. Финал «Блудного сына» более сдержан по сравнению с двумя другими произведениями, и поэтому его исполнение заканчивается с последними лучами дневного света, в отличие от других произведений, которые завершаются в ночной тьме. «Kyu» имеет значение «быстрый» и относится к особенно красочным или ощутимо драматичным работам. «Пещное действо» представляет собой самое яркое произведение из трех Притч, именно эта опера является кульминацией, которая отправит нас прямиком в ночь».

Залы, в которых будет звучать музыка Бриттена, выбраны не случайно и имеют тесную связь с историей создания притч. В Государственном Эрмитаже во время визита в Россию в 1967 Бриттен увидел картину Рембрандта «Возвращение блудного сына». Именно она вдохновила композитора на создание сочинения по мотивам знаменитого библейского сюжета. Опера была посвящена Дмитрию Шостаковичу, но в России прежде ни разу не исполнялась. Лютеранская церковь Святой Екатерины на Васильевском острове, в которой в советское время располагалась студия звукозаписи «Мелодия», были сделаны многие записи Шостаковича. Сегодня в действующей Церкви Святой Екатерины проводятся не только богослужения, но и регулярные концерты духовной музыки – там и пройдут российские премьерные показы. 8 июня «Притчи» будут исполнены как единое трехчастное произведение. Автор идеи – профессор Санкт-Петербургской консерватории, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ Л.Г. Ковнацкая.

Помимо музыкального приношения композитору в Петербурге будет представлено и художественное приношение. 4 июня в 14:00, в Фойе Эрмитажного театра состоится открытие выставки работ Мэгги Хэмблинг «Стена воды». Мэгги Хемблинг – живописец, скульптор и гравер, одна из наиболее выдающихся современных художниц Великобритании. Серию гравюр «Стена воды» она создала специально к юбилейным торжествам в честь композитора. Основами для образности этих произведений стали опера Бриттена «Блудный сын» и волны на побережье Северного моря, где ранее жил и творил композитор. Выставка, организованная в рамках проекта «Эрмитаж 20/21» будет представлена до 14 июля 2013 года.
Мэгги Хэмблинг Стена воды

Празднования юбилея Бенджамина Бриттена в России продолжатся осенью 2013 года в Москве, Петербурге и Екатеринбурге. Российский Национальный Оркестр исполнит серию концертов под руководством дирижеров Василия Петренко, Марка Элдера и Михаила Плетнева, в том числе Симфонию-Реквием (1940), концерт для скрипки с оркестром (1939) и сюиту «Принц Пагод» (1957). В Государственном музее Изобразительных Искусств им. Пушкина пройдет выставка художественных работ из коллекции фонда Бриттена-Пирса. Кроме того, в издательстве Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. Рудомино выйдет первая биография Бенджамина Бриттена на русском языке.


Tags: #анонсы, #музыка, #фестивали
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment