В этом году он посвящен 90-м – десятилетию очередного протеста, уже совсем безоглядного, и свободы, уже совсем предельной. Энергия той эпохи во многом определила начало нового века, с его еще не угасшей иронией, драйвом, крахом последних табу, но и обнажила кризис постмодернизма, зачастую скрывавшего бессилие, безысходность и полную растерянность перед реальностью. Если угодно, то был апогей и одновременно кризис “бури и натиска” - искусства протеста, с которым всегда было связано британское кино и которое с особенной силой проявилось в английских фильмах 90-х.
Этот BRICK станет последним в нашей серии о британских десятилетиях. Впредь фестиваль будет программироваться по-другому. Но уже сейчас в качестве привета из будущего мы покажем классический (и культовый) британский хоррор «Плетеный человек» (1973) Робина Харди, который перекинет мостик к следующим программам фестиваля BRICK.
6 декабря - 21.30
Лондон меня убивает / London Kills Me (Ханиф Курейши, 1991)
Ханиф Курейши, 1991
В ролях - Джастин Чадвик, Стивен Макинтош, Эмер МакКорт, Рошан Сет, Фиона Шоу
115 мин.
Двадцатилетний парень со звучным именем Клинт Иствуд хочет вырваться из мира уличных наркоманов западного Лондона. Его цель - устроиться официантом в приличный ресторан. Но стабильная жизнь требует и соответствующего внешнего вида. Клинту нужна прежде всего нормальная пара обуви вместо его нищенских, износившихся башмаков. «Не будет ботинок – не будет работы. Не будет работы – будешь опять на улице». Так пара обуви становится символом стремления Клинта начать все с нуля и порвать с прежней жизнью мелкого продавца гашиша.
Этот фильм - прекрасный портрет уличного Лондона начала 90-х с его богемными коммунами, блошиными рынками и кришнаитами по соседству. Что-то похожее на «Аптечного ковбоя» Гаса Ван Сэнта и «Джонни-замша» Тома Ди Чилло, только в чисто лондонских обстоятельствах. Одна из первых заметных киноролей Стивена Макинтоша (похожего здесь на Дэвида Боуи), который позднее прославится в фильме «Карты, деньги, два ствола».
Картина не имела ни коммерческого, ни фестивального успеха, что поставило крест на карьере начинающего режиссера Курейши, который до этого прославился как драматург, писатель и сценарист (в частности, он написал сценарий к «Моей прекрасной прачечной» Стивена Фрирса и получил за него номинацию на «Оскар»). Сегодня этот редкий фильм обязан увидеть каждый, кто хочет почувствовать настоящий бэкграунд английского кино 90-х. Факт есть факт: предшественником культового «На игле» Дэнни Бойла был именно «Лондон меня убивает».
7 декабря - 19.30
Неглубокая могила / Shallow grave
Дэнни Бойл, 1994
В ролях: Юэн Макгрегор, Кэрри Фокс, Кристофер Экклистон, Кен Скотт
92 мин. DCP
Алекс, Дэвид и Джульетт – близкие друзья, которые делят просторную квартиру в Эдинбурге. Нуждаясь в еще одном сожителе, они дают объявление в газете, а потом
устраивают потенциальным жильцам жесткий допрос, всячески провоцируя их и задавая неуместные вопросы. В итоге этот “кастинг” выдерживает только один – странный парень по имени Хьюго. Но, не прожив на новом месте и нескольких дней, он умирает в своей комнате от передозировки. Осматривая его имущество, Алекс случайно натыкается на чемодан, забитый деньгами. Друзья решают присвоить содержимое себе, но для этого нужно избавиться от трупа...
Концептуальный триллер, отменная черная комедия и одновременно параноидальная драма – дебют Дэнни Бойла, который вскоре снимет свой программный фильм «На игле» и станет главным в новом британском кино.
«Неглубокая могила» также представила новое поколение британских актеров, включая Юэна Макгрегора, многие из которых станут потом звездами.
8 декабря - 19.30
Крысолов / Ratcatcher
Линн Рэмзи, 1999
В ролях: Томми Флэнаган, Мэнди Мэтьюз, Уильям Иди, Мишель Стюарт, Линн Рэмзи-мл.
94 минуты, 35мм
70-е, пригород Глазго. История одной не самой счастливой семьи увидена глазами двенадцатилетнего мальчика Джеймса, а ее фоном служат улицы Глазго, превращенные из-за забастовки мусорщиков в сточную канаву.
Горы мусора во дворе и на улицах, зловонье, вши, тотальная антисанитария… Неудивительно, что любимой игрой детской шпаны становится ловля крыс. Однажды, играя в нее, Джеймс оказывается виновником страшного происшествия.
Первый фильм Линн Рэмзи - один из самых ярких и самобытных дебютов не только британского, но и, пожалуй, всего европейского кино 90-х. Режиссер сохраняет сугубо реалистическое повествование, но придает ему вовсе не критическое, а именно поэтическое звучание. Одновременно «Крысолов» развивает классическую британскую тему, связанную с поиском внутренней свободы в семейном вакууме, которую впервые затронул Кен Лоуч в своей знаменитой драме «Птенец».
«Крысолов» заслуженно вошел в список 100 лучших британских фильмов по версии Британского института кинематографии, а Британская киноакадемия признала его лучшим дебютом года. Издание The Guardian включило картину в топ лучших британских фильмов последних 25 лет.
9 декабря - 21.30
Зона военных действий / War Zone
Тим Рот, 1999
В ролях: Рэй Уинстон, Тильда Суинтон, Лара Белмонт, Фредди Канлифф, Колин Фаррелл
98 мин. 35mm
Благополучная семья переезжает из Лондона в провинциальный Северный Девон. Вокруг нового дома только пустынные поля, морские обрывы и непрекращающийся дождь. Мать семейства только что родила третьего ребенка, отец занимается продажей антикварных вещей, старшая дочь Джесси, кажется, уже обжилась на новом месте, и только пятнадцатилетний Том все не находит себя места. Угрюмый подросток, выгнанный из нескольких школ, оказывается в полной изоляции и начинает подозревать отца и сестру в
инцесте.
Экранизация одноименного романа Александра Стюарта. Провокационный режиссерский дебют выдающегося актера Тима Рота (на момент съемок ему было 37 лет), который с предельной тонкостью и двусмысленностью превращает эту тихую семейную историю в настоящую зону военных действий. Из всего актерского состава стоит отдельно выделить прекрасную Лару Белмонт в роли Джесси.
Лента имела большой успех на фестивалях и получила ряд престижных наград, среди которых - премия Европейской киноакадемии Тиму Роту в номинации «открытие года» и приз за лучший британский фильм на Эдинбургском фестивале. Картину также очень высоко оценил знаменитый критик Роджер Эберт. Одна из первых ролей совсем еще молодого Колина Фаррела.
10 декабря - 21.30
Под кожей / Under the Skin
Карин Адлер, 1997
В ролях: Саманта Мортон, Клэр Рашбрук, Рита Ташингем, Стюарт Таунсенд
82 мин 35mm
Не в силах пережить смерть матери, скончавшейся от рака, Айрис (Саманта Мортон) пытается найти отдохновение в случайном сексе с незнакомцами, но делает это еще и для того, чтобы досадить своей сестре Роуз, которая всегда была "маминой дочкой” и пользовалась большей любовью в их семье. Пускаясь во все тяжкие, Айрис постепенно теряет себя и близких.
Радикальная “конвульсивная” драма о женской сексуальности, теле и сексе как орудии протеста, сестринских отношениях и фатальных семейных связях.
«Под кожей» считается одним из главных феминистских манифестов 90-х, но главное в этом фильме – актерский подвиг Саманты Мортон, играющей потерянную, отчаянную Айрис наотмашь, на последнем дыхании, на пределе актерских (и человеческих) возможностей. «Под кожей» – первый фильм Мортон, благодаря которому она вскоре станет одной из главных и самых сильных актрис нового британского кино.
11 декабря - 21.30
Божья коровка, улети на небо /Ladybird Ladybird
Кен Лоуч, 1994
В ролях: Крисси Рок, Владимир Вега, Сэнди Лэвэлл, Рэй Уинстон
101 мин. 35mm
Мэгги – многодетная мать, которую раз за разом бросали и избивали ее сожители. Теперь, вдобавок ко всем несчастьям, соцработники отнимают у Мэгги ее четырех детей. И даже находясь в очередном браке с парагвайским эмигрантом-экспатриантом Хорхе, она остается под надзором социальных служб, готовых забрать у нее пятого ребенка…
Эта социальная мелодрама основана на реальной истории и является одной из самых тяжелых картин классика Лоуча. Режиссер крайне левых убеждений, он всегда предстает непримиримым критиком репрессивной государственной системы, но в то же время и первым певцом человеческой стойкости. Поэтическое название фильма неслучайно: материнство предстает здесь как органичный символ жажды жизни и как прямой акт социальной борьбы за самые естественные права человека.
На Берлинском кинофестивале актриса Крисси Рок была удостоена «Серебряного медведя» за лучшую женскую роль, а Кен Лоуч - приза Экуменического жюри.
12 декбаря - 21.30
Обнаженные / Naked
Майк Ли, 1993
В ролях: Дэвид Тьюлис, Лесли Шарп, Кэтрин Картлидж, Грегг Краттуэлл
132 мин. 35mm
В первой сцене фильма главный герой - алкоголик и бунтарь Джонни - насилует одну из своих подруг, после чего угоняет автомобиль и уматывает из ночного пролетарского Манчестера. Дальше нас ждет бесконечное шатание Джонни по лондонским трущобам и его глумление над коллективными ценностями консервативной родины, которое ведет героя к триумфальному саморазрушению.
«Обнаженные», бесспорно, главный фильм Майка Ли и, возможно, один из главных английских фильмов 90-х. Этот похмельный шедевр, отсылающий, конечно же, к «рассерженной волне» 60-х, является выдающимся образцом британского критического реализма и одновременно нонконформистского памфлета.
Джонни, сыгранный Дэвидом Тьюлисом, - пожалуй, самый вызывающий и неприятный антигерой во всем английском кино 90-х. Эдакий волк-одиночка и уличный философ-клошар, который в перерывах между ненасытным сексом, выпивкой и марихуаной цитирует Библию, Ницше, Нострадамуса, причем делает это с язвительной иронией и усмешкой юродивого. Как сказал Джим Джармуш: герой-мизантроп вызывает отвращение, но сам фильм – восхищение своим истинным нигилизмом, который порождает бунт в тебе самом. Призы за лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль на Каннском кинофестивале.
13 декабря / 21.30
Грязь и ярость/ The Filth and the Fury
Джулиен Темпл, 2000
108 мин. 35mm
Главный документальный фильм о Sex Pistols, «Грязь и ярость» прослеживает историю группы с момента ее становления до момента ее распада – от их выступлений в пригородных лондонских пабах до последнего концерта в Сан-Франциско, который состоялся 14 января 1978 года. Картина состоит из раритетных архивных материалов, интервью с участниками группы, редких бесед с Сидом Вишесом и Нэнси Спанджен. Все вместе складывается в инсайдерский портрет панк-культуры, а также Лондона и Британии 70-х – политической и культурной “пороховой бочки”, из которой возникли 90-е и даже сегодняшняя эпоха.
Классика «рокьюментари» от главного специалиста в этом жанре Джулиена Темпла. «Грязь и ярость» - его второй фильм о Sex Pistols, ранее в 1980 году он снял их в полудокументальной ленте «Великое рок-н-ролльное надувательство».
14 декабря / 19.30
Плетёный человек / The Wicker Man
Робин Харди, 1973
В ролях: Кристофер Ли, Эдвард Вудвард, Бритт Икланд, Ингрид Питт
100 мин. DCP
На небольшой остров Саммерайл, расположенный у берегов Шотландии, прибывает полицейский Нил Хови, чтобы расследовать исчезновение местной девочки-подростка. Практически сразу он сталкивается с враждебностью местных жителей. Кроме того, герой выясняет, что абсолютно все обитатели острова во главе со своим лидером, лордом Саммерайлом, практикуют ритуалы древнего кельтского язычества…
«Плетеный человек» считается классикой реалистического хоррора и едва ли не главным хоррором в истории британского кино. Лента отличается по-настоящему жуткой атмосферой, смешавшей древние и все еще действующие языческие обычаи с современными реалиями, на первый взгляд лишенными мистицизма. Стивен Кинг включил "Плетеного человека" в список ста самых значительных фильмов, снятых с 1950 по 1980 год.
В главной роли - выдающийся британец Кристофер Ли, снявшийся в фильме бесплатно. В 2001 году лента была отреставрирована и выпущена в полной режиссерской версии, которую мы и представляем на фестивале.
Заказ билетов на сайте кинотеатра Пионер