7 марта на сцене московского «Главклуба» группа Animal ДжаZ представила новый EP с песнями будущей пластинки. За несколько часов до выступления мне удалось поговорить с Александром Красовицким и задать малую часть накопившихся вопросов. Обстановка - стандартная: белая пустая гримерка, за стеной шумят настраивающиеся барабаны. В комнату входит Михалыч, он энергичен, весел и бодр, бросает вдогонку собеседнице “Ну ты же выпьешь с нами перед концертом?” (на что та отвечает утвердительным молчанием) и, наконец, обращается ко мне: “Привет!”. И мой первый вопрос - вразрез с заготовленным списком:
- То есть вы все-таки выпиваете перед концертом?
- Ну как. У нас в райдере написано: в гримерке должен быть литр виски. Учитывая, что нас восемь человек плюс в любом городе к нам присоединяется минимум восемь гостей, получается небольшое количество алкоголя на человека. Это символическая история. У нас есть ритуал: за сорок минут до концерта мы встаем в круг и пьем по 20 грамм за прошлый концерт группы Animal ДжаZ. На этом все наше алкогольное существование заканчивается.
Пьяными вы нас на сцене не увидите, потому что это физически невозможно. Хотя, конечно, многим может показаться обратное. На сцене я без очков и без линз, и из-за довольно сильной близорукости зрачки расширены. Поэтому, когда я, наклоняясь в первый ряд, что-то пою, какая-нибудь девочка обязательно решит, что я, минимум, под чем-то и, наверняка, бухой. И: “О, ну все понятно… Александр Красовицкий удолбленный на сцену вышел... Угу. Это все знают! Да я в первом ряду стояла, я это ви-де-ла!”. Это, конечно, неправда. Если бы человек был в таком состоянии, как мне приписывают, то он бы не смог отскакать два часа в сорок лет. К тому же, у нас концерты один за одним идут. Тем более, я же не Игги Поп, я пою, у меня соловьиное пение льется, а поддерживать вокал тенорного типа невозможно, если ты будешь злоупотреблять алкоголем. Так что, это просто ритуал.
- Тогда - о сегодняшнем концерте. Сегодня у Animal ДжаZ премьера нескольких новых песен. Отличаются ли они от предыдущих?
- Да. Пожалуй, это такой сгусток позитива, который не очень характерен для Animal ДжаZ. У нас обычно все очень эклектичное и депрессивное. В новых песнях депрессии - ноль абсолютный. Это светлые песни, весна. Я заметил такую особенность: когда мне очень херово, я пишу по-настоящему оптимистичные песни. Все три песни - мои целиком: музыка и слова. И то, что они такие позитивные, наверное, говорит о том, что я чувствую на самом деле. Но хочется жить, хотя бы в музыке.
А второе отличие - в звучании: песни “Здесь и сейчас” и “Звук и тишина” делал саунд продюсер Андрей Самсонов, а песню “Дыши” делал Юрий Смирнов, наш привычный саунд продюсер. “Здесь и сейчас” и “Звук и тишина” - это что-то такое танцевально-битовое. Рок, конечно, но гитара играет не такую главную роль, как в “Дыши”. А “Дыши” - это “Три полоски-2”, более взрослое прочтение весенней темы.
- Ты говоришь, что если судить по этим трем песням, то можно сделать вывод, что в твоей душе - все плохо. Но как же любовь, о которой ты так много говорил последнее время в разных интервью?
- Все сложно. Как в вконтакте статус. Это даже хорошо. Не в смысле, что за счастье надо бороться, а в смысле, что я прекрасно понимаю, какая я личность. Насколько я замороченный сложный человек. В плане эмоций, часто меняющихся, при чем полярно меняющихся. И когда напротив тебя стоит тоже сильная личность с таким же замороченным сознанием и с очень извилистым путем от мозга к сердцу и обратно, как и у тебя, то естественно возникает ощущение постоянной борьбы. И приходится самому с собой бороться. Но именно к такому человеку меня и тянет. К тому, который еще посложнее меня будет и посильнее меня в чем-то. Это удивительная магия, когда тянет именно к такой личности. Тут уже поневоле приходится бороться с собой, прежде всего. Вот насколько успешно эта борьба протекает, настолько успешно у меня складываются отношения.
- Что такое любовь для тебя?
- Если бы я ответил на этот вопрос, я бы был Иисус Христос. Любовь - она как любое абсолютное понятие не существует в природе. Тот идеал любви, который у тебя в голове сложился - а у каждого он разный - недостижим в реальности. И этот идеал у разных людей очень отличается.
А в жизни бывает так, что ты нашел своего человека и понимаешь, что это твой человек, и вы беретесь за руки, и вокруг вас как будто образовывается невидимая сфера. Внутри - только вы, и больше никого. Мир, тишина, и никто не способен вас ранить. Но при этом начинается обычная бытовая жизнь, в которую вплетаются свойства двух характеров. К примеру, неумение не разбрасывать свои вещи по полу. Неумение принимать критику даже от близкого человека. Неумение подстраиваться под его образ жизни. Вы же взрослые разные люди, которые прошли какой-то путь, и у каждого уже наросла своя кора. И приходится ее обдирать, а что под корой? Под корой - кровь, тебе больно, неприятно. Тебе приятнее в своем собственном мирке, но одновременно ты понимаешь, что без этого человека ты не можешь жить. Любовь - это целый набор порой взаимопротивоположных вещей. Порой ненависть в любви же заключена. "Люблю тебя и ненавижу, уйди куда-нибудь поближе" - фраза потрясающе точно характеризующая мое отношение к любви.
- Ты часто говоришь, что не терпишь критики, а что на счет похвалы?
- Люблю!
- Лесть?
- Нет, тут я очень четко чувствую и людей на этом отсекаю всегда. И мотивы сразу становятся понятны даже на уровне интуиции. Меня закормить лестью так, чтобы я поменял отношение к человеку, увидел его не таким, какой он есть, невозможно. Потом, бывает лесть, а бывает комплимент. Когда говорят комплименты, это круто. Значит, человек видит в тебе какую-то грань, достойную похвалы. Когда тебе говорят: “У тебя такие красивые глаза, непонятного цвета: то ли голубые, то ли серые…”, ты думаешь: хмм, правда, интересно. Становится приятно. В общем, момент похвалы всегда позитивен. Но меня не принято хвалить. Очень редко, когда кто-то из близких говорит: “Михалыч, как ты круто поешь!”. Все к этому привыкли, это само собой разумеющиеся вещи. Поэтому я очень люблю хвалить людей и понимаю, какой будет реакция: крылья вырастают за спиной.
А когда критикуют - боже мой, да я сам так сильно чморю себя! Я устраиваю себе такую инквизицию, что если мне еще со стороны будут что-то говорить… При чем, как правило, то же самое, что я сам себе говорю. Поэтому я лучше тихонько в уголке посижу, а вы идите со своей критикой - вон туда, в жопу, за угол.
Но, скажем, когда у нас выходит песня, и мы находимся в процессе ее сведения, то тут я могу выслушать совет. Даже с элементами критики. Но от кого? Вот, например, от Андрея Самсонова или от Юрия Смирнова. То есть, от людей, которых я в этой сфере уважаю.
А когда говорят: “Твоя песня - говно!”, я говорю: “Иди в жопу”. Потому что это - не критика, а какая-то хрень непонятно от кого. Некоторые вещи меня заводят с пол-оборота, и я готов драться сразу. Одна из таких вещей - раскрою секрет - когда мне говорят: “Ну вы опопсели!”. Слово “опопсели” вызывает во мне бурю эмоций сразу. Во-первых, оно показывает глупость говорящего, а я вообще не люблю общаться с глупыми людьми, тратить на них свое время. А во-вторых, оно навешивает эту глупость на меня. Мало того что идиотский ярлык придумал, так еще и на меня его навесил. Ненавижу вообще. Поэтому либо сразу с ноги даю, если нахожусь в достаточно веселом состоянии сознания, либо просто посылаю человека на три буквы. Поэтому слыву хамом очень часто.
- Много драк было в жизни?
- Да, конечно. Полгода назад последний раз подрался, когда услышал за спиной неприятный отзыв о певице МакSим, озвученный демонстративно и громко. Человек знал, что это я иду впереди и что услышу. Не повезло обоим: я получил, он получил. Но я не Рассел Кроу, который в баре начнет бить бармена за то, что тот ему не налил виски. Причина драки - всегда ответная реакция на хамство в мой адрес либо в адрес близкого человека.
- Как же ты тогда в интернете общаешься?
- Ненавижу это дело. В интернете все смелые и крутые. И очень ранят, хотя я и понимаю, что бессмысленно и глупо на это обижаться, но ранят, ранят, сволочи. Добиваются своего, хотя я никогда не отвечаю, конечно. Кормить тролля - значит, раздувать его в размерах.
- Поэтому ты мало времени тратишь на соцсети?
- Как мало? Немало! Я там все время есть, но считаю, что соцсети - это, прежде всего, инструмент. У меня их четыре: фейсбук, вконтакте, твиттер и ЖЖ (tschelovek). Каждую сеть я использую для определенной цели. Фейсбук - это исключительно деловые разговоры. В твиттере я делюсь с людьми впечатлениями. ЖЖ, поскольку он позволяет красиво что-то показать, я использую под рекламу молодых групп. Последнее время публикую в ЖЖ много живописи: совершенно недоступно моему пониманию, как человек может долго вырисовывать что-то, и в итоге у него получается, например, бегущая лошадь. Вот же она бежит! Одно дело - фотку сделать за секунду: чик и зафиксировал, а другое дело - часами вырисовывать движение. Для меня это загадка, как можно динамику часами фиксировать в статике. Поэтому я восхищаюсь людьми, которые могут божественно рисовать. А вконтакте я использую для более простых бесед. Например: “Впиши меня, Михалыч, на концерт” - вот, пожалуйста.
- Тебе интересно было бы заняться чем-то кроме музыки? Например, снять фильм?
- Мне сейчас предложили сниматься в фильме. Я сразу согласился, потому что после клипа “Анамнез” подумал, что могу сыграть кого-то, кроме самого себя. Это интересно - перевоплотиться. И, по-моему, я это могу.
- Вопрос про продюсеров. Есть такое мнение, что их в нашей стране не хватает.
- Их просто нет вообще, не то что не хватает. Есть поп-мастодонты, которые были когда-то талантливы, когда начинали все это развивать. Сейчас они сидят на своей куче бабла, куче связей и раскручивают неталантливых артистов, потому что так проще. А в рок-музыке продюсеров как не было, так и нет. Рок-музыка у нас отдельно от продюсерского жанра существует, за редким исключением. Потому что в нашей стране рок-музыка - это достаточно узкий сегмент населения. Есть несколько уникальных проектов, которые звучат примерно одинаково в процентном соотношении на всех радиостанциях. Это Би-2, Земфира, Мумий Тролль, кто-то еще. Они сидят сразу на всех стульях, и они собирают стадионы. А классические рок-группы, типа “Наутилус Помпилиус” или “Сплин” - это средней величины площадка. Это говорит о чем? Обороты не те. Рок-продюсер должен смириться с тем, что он будет иметь дело с небольшой прибылью. Он не купит себе дом в Майами, хотя наиболее успешные проекты смогут себе позволить один дом в пять лет, скажем. Нет нормальных директоров и вообще хороших менеджеров очень мало. Но это уже общероссийская черта, она касается не только музыки или искусства, но и экономики. В общем, музыканты у нас есть. Но из-за того что нет продюсеров, о них никто не знает.
- Ты говорил, что не планируешь выходить на международную сцену, пока не добьешься какие-то успехов в России. То есть, ты бы хотел собирать стадионы здесь, как Земфира, а потом уже мог бы замахнуться на мировое турне?
- Мне бы хотелось собирать стадионы, и я считаю, что это в принципе возможно, если бы мы более внимательно относились к своей раскрутке. Мы какие-то лохи в этом смысле, а продюсера у нас нет. Ну и вообще: непонятная группа, вроде играет западный рок, но на русском языке, тексты замороченные, часто неясные образы... Земфира гениальна своим умением передать ощущение в одной строчке. “Я помню все твои трещинки” - такая фраза, которую можно пощупать и тут же вспомнить что-то из своей жизни. Поэтому она и великолепна. К тому же, Земфира это делает на высоком поэтическом уровне, да еще и поет, да еще и создает гениальные мелодии… Такой человек действительно рождается очень редко. И в этом смысле группа Animal ДжаZ, конечно, нечто другое. Тем не менее, я считаю, что у нас есть шансы завоевать широкую аудиторию. Но при этом, я не знаю, захотел бы я что-то пробовать на Западе. Я все-таки очень сильно россиянин. По моему распиздяйству, по моей лености, по моей неупорядоченности. Я люблю и в себе эти качества, и в нашей стране. Я обожаю русский язык, несмотря на то, что это невыносимый язык для музыки. И с английским я не очень дружу, хотя если бы хотел, то подружился бы, потому что языки мне легко даются. В общем, всё говорит о том, что мне лично ближе своё болото, которое очень интересно изучать.