Как прошла первая встреча Лектория LiveJournal: официальный отчёт
6 декабря в Москве, в офисе Rambler&Co, состоялась первая встреча нового цикла — Лекторий LiveJournal. Рассказываем подробно, о чём там говорилось!
LiveJournal прочно закрепил за собой позицию ресурса для тех, кто любит и умеет читать большие тексты. Лекторий LiveJournal — новый цикл встреч, где блогеры вместе с лучшими экспертами будут глобально обсуждать Тексты — специфику жанров, особенности создания и потребления.
На лекции 6 декабря блогеры вместе с Майей говорили о вирусных текстах и получили пошаговые рекомендации, которые каждый участник встречи сможет применять в своей практике.
Как призналась Майя, в своё время её папа просил ее получить совсем другую профессию:«нужно выучиться на юриста, а глупости с буквами — в свободное время». Но в 18 лет Майя родила старшую дочь и не могла вести разъездную работу помощника адвоката, как это делали ее сверстники. Тогда она предложила газетам вести в них тематические колонки: популярно объяснять читателям юридические вопросы.
Так в 21 год Майя стала главным редактором и зарабатывала больше, чем ее ровесники, оставшиеся помощниками юристов. Первой блог-площадкой Майи был ЖЖ, — с самого его появления, когда доступ был ещё ограничен.
Для начала разговора Майя задала вопрос аудитории:«Чем вы занимаетесь и зачем вам вирусные тексты?»
Некоторые ответы слушателей:
- я работаю в бизнес-маркетинге; - работаю в старой природоохранной организации, ей 100 лет; - работаю в кино и отлично знаю книгу "История на миллион долларов", интересуюсь коротким, емким, хлестким словом; - работаю редактором и пишу о том, «как все плохо».
Как рассказала Майя, в области вирусных текстов всё начинается с того, что клиент говорит: «Нам нужен текст, который будет продавать носки и зонтики, и этот текст перепостят все блогеры и перепечатают СМИ». Но совмещать зонтики и вирусные тексты сложно. Лучше всего, если сама компания научится быть необычной.
Всегда важно понимать, что вирус непредсказуем — он может получиться не таким, как вы хотели. А те, кто лайкает и репостит, - могут оказаться не теми, кто обычно покупает ваш товар.
Какие задачи решает вирусный текст?
получить охват для следующего (продающего) текста;
работа с репутацией;
возможность отреагировать на ситуацию и изменить ее;
привлечь внимание к мероприятию;
заявить о себе.
Майя привела примеры известных вирусных акций. Одна из них — ежегодный сбор новогодних подарков для бабушек и дедушекиз домов престарелых от фонда «Старость в радость». Это добрая акция, от известного организатора, с правильным социальным посылом и игровыми моментами. Она каждый год собирает множество участников.
Также всем знакомы различные тексты про компанию Google:«как плохо там работается». Это юмористические зарисовки о том, что Google предоставляет слишком много бонусов и удобств своим сотрудникам. В компании объяснили смысл акции: в Google есть правило, что на каждую вакансию в любой момент должно быть 25 ожидающих актуальных резюме. Поэтому бренд создаёт и поддерживает репутацию лучшего работодателя.
Откуда брать фактуру для вирусного текста?
Лучший источник - личный опыт и опыт ваших друзей. Но в бизнес-компаниях сложнее ситуация с личным опытом. Все сторителлеры, на всех конференциях, обычно говорят компаниям: «рассказывайте истории». Но многим компаниям (особенно в фармацевтической отрасли) запрещено рассказывать внутренние истории о компании.
Как поступать в такой ситуации? Например, можно рассказывать истории клиентов, или про продукт, или о ценностях и истории создания компании. Истории о ценностях особенно полезны — они заставляют людей вам верить. Истории о благотворительности — самые лучшие.
Можно также сделать инфоповодом новости компании. Идеально организовать разговор с экспертом - в таком случае на ваш текст работают дополнительно знания и аудитория эксперта.
Всегда думайте об истории своих публикаций! Обо всём, что вы писали, люди вспомнят даже через 10 лет. Нередко у них будут сохранены скриншоты. В крайних случаях публичным личностям приходится даже удалять свои блоги ради очистки медийной истории. Но психологически тяжело удалять блог, на который потрачено много сил и времени.
Также очень полезно собирать мнения. Если у вас нет своей темы для публикации — можно использовать вопрос от читателя. А если ваш сайт поругали - - выложите ссылку или цитату и попросите всех высказать мнения: «А что вы думаете?». Конкуренты в таких случаях думают, что это просто рекламный ход, чтобы все зашли на ваш сайт. Важно! Если вы не готовы к реальному общению с аудиторией - не используйте этот метод, не задавайте вопросов читателям.
Также полезно, чтобы ваш «внутренний кретин» после каждой написанной вами фразы спрашивал: «И чо?». Тогда вы хорошо объясните тему в своём тексте читателям.
Делайте что-то необычное, не так, как все! Это всегда привлекает внимание и побуждает читателей рассказывать о вас.
Как выбрать тему для вирусного текста?
Майя рассказала слушателям о трёх смертных грехах копирайтера: это лень, гордыня и зависть. Вкладывайте реальные усилия в работу над текстом, и не старайтесь «просто повторить» успех конкурента.
Если вы пишете для разных целевых аудиторий, удобнее всего разделить будущие тексты по рубрикам: для бизнеса, для копитайтеров, для СМИ и т.д. Внутри рубрик можно брать свои отдельные темы, интересные именно этой целевой аудитории. Всегда важно понимать, с каким читателем вы разговариваете и что ему интересно.
Планирование текстов
Никто не любит писать план текста! Майя читает в месяц около 200 чужих текстов, и всегда видит, кто из авторов составлял план текста, а кто — нет.
Если вы пишете много и регулярно — план текста вам не нужен. Если вы только начинаете писать — вам поможет «навигатор» (это и будет план текста). Читатель должен войти в грамотно написанный текст с вопросом или эмоцией, пройти по тексту и выйти, не потерявшись — с новой информацией и эмоцией. У читателя не должно возникать вопроса, что вы хотели сказать.
«Я-история» - самый популярный тип текстов. В таких публикациях есть реальная история из жизни и живые эмоции автора. Интересно, что тексты, написанные авторами в упадке настроения, заметно хуже работают. Главное здесь — чтобы читатель начал вам сопереживать и интересоваться лично вами.
Никогда не ставьте себе цель - «задолбаться». Принято считать, что награды достоин только тот, кто как следует «задолбался» при подготовке материала. Но это неверно.
Список - самый беспроигрышный метод для удачного текста (например, «5 книг», «7 навыков» и т.д.). Цифра — это всегда волшебный способ создать удачный заголовок. Сложно написать «плохой список». Для создания списка достаточно любых нескольких пунктов и одного абзаца пояснений к каждому.
Также интересная разновидность тем — «разоблачение»: «какие они плохие и какой я хороший». Но если так делает бизнес, то он сам «испачкается» от того, что вредит чьей-то репутации.
Чаще всего посты-разоблачения пишут люди про бизнес. Даже если у вас всего 10 клиентов, один из них будет чем-то недоволен и попытается использовать соцсети для шантажа компании. Это распространенное явление получило название — «потребительский терроризм». В мире уже развита практика судов компаний против таких клиентов. В России направление защиты бизнесом своих прав пока не развито.
Важно в любом случае разговаривать о происходящем со своей аудиторией, потому что в обсуждениях найдутся и ваши сторонники. Адекватно оценивайте популярность того, кто на вас «нападает». Возможно, о конфликте знают только 10 его читателей.
Пошаговое руководство — еще один легкий способ создать востребованный текст. Инструкция, написанная вами, должна быть очень простой и понятной. Читатель не должен «чувствовать себя идиотом». В таких публикаях особенно хорошо использовать инфографику.
Можно использовать общие новости мира или отраслидля своего текста. Выскажите личное (профессиональное, экспертное) мнение о произошедшем или поделитесь своим видением причин: почему аудитория соцсетей именно так отреагировала на новость.
Например, известная история, когда пользователи заменяли аватарки в социальных сетях в связи с катастрофами, а другие пользователи их за это осуждали, — началась с личного поста, но в итоге попала в «Коммерсант».
Найдите эксперта с необычным взглядом на новость. Соберите мнения друзей и напишите о них сводный текст, — пригласите читателей к обсуждениюэтих мнений, добавляйте комментарии читателей в текст. Также работает метод «за и против»: просто поделите аудиторию на два лагеря и запишите получившееся обсуждение.
Прямая провокация допустима в личных блогах, но этим методом нельзя пользоваться крупным компаниям, бизнесу. Эксперт компании, использовавший провокацию, получает репутацию «обидчика отрасли», и с такой компанией не хотят работать. Негатив отлично расходится и запоминается, поэтому провокация обычно работает против выпустившего ее бизнеса.
Дискуссии, как уже обсуждалось выше, отлично помогают организовать и продвигать текст. Например, перед праздниками один из известных блогеров просто предложил друзьям обмениваться у него в комментариях подарками (вещами и услугами). Читатели всегда склонны возвращаться туда, где он высказывали своё мнение. Нередко они зовут в дискуссию своих друзей.
Каким должен быть объём текста?
Пока читателю понятно, полезно и интересно — текст может продолжаться. Как только что-то из этого теряется — пора заканчивать. Результативным может быть даже очень длинный текст, если вы разговариваете с его помощью с читателем.
Полезны иллюстрации, метафоры, яркие образы. Даже самым популярным авторам помогает «посев»: раскидайте ваш текст по сообществам, предложите редакциям. Обязательно сами распространяйте текст, не ожидая, когда это начнут делать читатели.
В завершение встречи Майя дала слушателям практическое задание: напишите текст, который вы считаете потенциально вирусным, и пришлите Майе, чтобы посоветоваться о качестве этого текста.
Спикер также получила много вопросов от гостей встречи. Приведём некоторые из них с ответами Майи.
Почему у одних блогеров покупают тексты, а у других нет?
Обычно для будущего рекламодателя важна репутация блогера: чтобы у него не было скандальных постов о другом бизнесе, чтобы он не был замешан в негативных историях.
Нужна ли идеальная грамотность?
Мы все — живые люди, можем допускать опечатки и ошибаться. Но всегда реагируйте на комментарии аудитории о ваших ошибках, и если нужно, исправляйте их и благодарите за замечания.
Комментарии - тоже мини-тексты. Есть ли приемы для комментариев?
Есть один прием на все случаи жизни - искренний интерес. Например, если ваш продукт назвали плохим - искренне спросите, почему. Можно упомянуть в посте автора негативного комментария и поблагодарить его при всех «за помощь». Интересно, что юмор использовать нежелательно: обычно он воспринимается, как скрытая агрессия. Идеальное поведение автора в комментариях — просто задавать вопросы.
Насколько вы разная в жизни и в блогах?
И в жизни и в интернете мы всегда высказываем свое личное мнение, показываем эмоции. Но в блогах мы чаще всего делаем посты, когда ситуация уже закончилась, — и поэтому в письменных текстах уже есть отношение к произошедшему, осмысление прошедшей ситуации. Майя старается всегда помнить, что люди приходят к ней за профессиональной информацией, а не за личным отношеним к чему-либо.
Проверяете ли вы свои тексты в сервисах для редакторов?
Майя закончила официальную школу редакторов (с дипломом) и имеет огромный практический опыт. Поэтому ей не приходится пользоваться многими «проверяющими» сервисами. Если говорить о популярных методиках, то Майя — большая поклонница Ильяхова, хотя и спорит с ним в единственном вопросе. Майя уверена, что тексты могут передавать эмоции.
Я популярный блогер, поэтомукаждый мой пост считают рекламой, и это проблема.
Обязательно отвечайте каждому, кто выскажет подобное мнение. Это прочитают десятки тех, кто сам постеснялся спросить.
Нужно ли вдохновение тому, кто пишет очень много? Или только профессионализм?
Майя старается чаще писать художественные тексты — для них важно вдохновение. Майе это нужно для эмоций и драйва. Но когда она готовит тексты про бизнес — для них есть алгоритм, цель, задача, инструмент. Важно думать о том, на что должен работать текст. В данном случае, конечно, нужен профессионализм.
Есть ли в нашем обществе проблема непонимания эмоции комментариев?
Эта проблема была всегда. Даже древних греков и Пушкина не понимали. Тексту трудно передать эмоцию, поэтому если для вас это критично — используйте дополнительно личную коммуникацию с интонациями, например, звонок.
Сколько «изюминок» должно быть в хорошем тексте?
Нельзя «закидывать читателя изюмом». В художественной литературе допустимы многострочные метафоры и длинные отступления, но в блогах их использовать нельзя. Идеальная структура текста: 3 тезиса, 3 антитезиса, 3 метафоры или иллюстрации.
Надеемся, что эта встреча оказалась полезной и познавательной для вас! Спасибо всем, кто принял участие в первом собрании Лектория LiveJournal, кто подготовил отчёты о нём, и тем, кто ещё поделится своими впечатлениями!
Напоминаем, что до 12 декабря мы принимаем ваши посты с впечатлениями о Лектории LiveJournal по хештегам проекта: #ljlecture и #protext — а 13 декабря мы наградим авторов лучших отчётов о встрече полезными тематическими книгами!
Благодарим за фотографии для сводного отчёта Александраzhzhitel