tanechka_s

tanechka_s написал в afisha_lj 17 минут на прочтение

ЖЖ рекомендует
Категории:

Александр Хохлов Alien3 — о секретах Илона Маска и будущем космонавтики

На новой онлайн-встрече из цикла ЖЖ «Остаёмся дома» блогеры обсудили запуск в космос корабля Crew Dragon частной американской компании SpaceX Илона Маска, перспективы российской и мировой космонавтики.

Гостем встречи стал Александр Хохлов alien3 — инженер-конструктор космического приборостроения. Восемь лет он был сотрудником Ракетно-космической корпорации РКК «Энергия» им. С. П. Королёва. Александр работал инженером в Главной оперативной группе управления в ЦУП-М, был оператором по системам жизнеобеспечения, работал в группе технических средств обеспечения выхода (внекорабельной деятельности). Также он занимался вопросами материально-технического обслуживания российского сегмента МКС. 

Сейчас Александр Хохлов — популяризатор космонавтики, член Северо-Западной организации Федерации космонавтики России, член Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского и участник Научного совета Живого Журнала.

Фотография из блога Александра Хохлова https://alien3.livejournal.com/
Фотография из блога Александра Хохлова https://alien3.livejournal.com/

Если у вас не было возможности посмотреть онлайн-трансляцию, рекомендуем вам видеозапись встречи.

Историческое событие

Александр Хохлов в последнее время дал много комментариев для СМИ в связи с запуском космического корабля Crew Dragon частной американской компании SpaceX. Рекомендуем некоторые публикации:

В запуске Crew Dragon нет ничего необычного — это низкоорбитальный корабль. Подобные запуски производятся часто: в России регулярно к Международной космической станции летают корабли «Союз», у Китая есть свой космический корабль «Шэньчжоу». В 2021 году ожидается полёт первого индийского пилотируемого космического корабля «Gaganyaan», его экипаж проходит сейчас подготовку в российском Центре подготовки космонавтов. Но запуск корабля Crew Dragon стал историческим событием. Почему?

После гибели в 2003 году шаттла «Колумбия» NASA приняло решение о закрытии программы транспортных космических кораблей «Space Shuttle». Был объявлен конкурс для привлечения частных компаний к созданию пилотируемых кораблей для полетов к МКС. NASA делилось информацией, необходимой для разработки космических кораблей, с участниками конкурса. Кроме «Crew Dragon» компании SpaceX, компания Boeing разрабатывает многоразовый пилотируемый транспортный космический корабль Boeing CST-100 Starliner. И независимо от NASA аэрокосмическая компания «Blue Origin» Джеффа Безоса занимается созданием суборбитального корабля для пилотируемых полетов.

Для мировой космонавтики запуск Crew Dragon стал историческим событием потому, что раньше частные компании изготавливали технику и передавали ее NASA для эксплуатации. Техника становилась собственностью NASA. Корабли SpaceX и Boeing будут оставаться в собственности компаний, они смогут использовать их в своих целях, доставлять людей в космос по заказу других компаний и стран, на которые не наложены санкции США.

Полет Crew Dragon доказал, что компания SpaceX способна отправить людей в космос наравне с крупнейшими государствами.

Фотография NASA
Фотография NASA

У человека должна быть мечта

Наташа Арефьева nely_snork — руководитель Живого Журнала — рассказала, что благодаря трансляции запуска у ее ребенка появилась мечта о космосе. Благодаря таланту Илона Маска подавать информацию и его вере в свою мечту — эта мечта передалась детям и взрослым во всем мире.

В детстве многие из нас мечтали стать космонавтами, посетить другие планеты. Но позже люди перестали думать о космосе. Важно, чтобы мечты передавались будущим поколениям. В истории есть много случаев, когда одни события становились основой для других открытий и изобретений. Книгу Жюля Верна «Из пушки на Луну» в детстве читали конструкторы ракетно-космической техники Сергей Королев и Вернер фон Браун. После первых запусков ракет в космос многие дети захотели стать космонавтами. Не случайно, что ракеты Илона Маска похожи на ракеты из детской мечты.

Также важно уметь представлять информацию о космических технологиях в интернете и в СМИ. Медиа-ресурсы рассказывают только о том, что будет интересно их читателям и зрителям. СМИ неинтересны обычные запуски с Байконура, стандартные интервью. Нередко в России руководители высшего уровня не участвуют непосредственно в создании космической техники. Но Илон Маск знает все подробности о том, как работают его технологии, участвует во всех процессах, рассказывает о достижениях и неудачах.

Ранее Илон Маск вел видеоканал о том, как создается ракета, делал репортажи с производства. Он уделяет много времени продвижению информации о своей работе. Вместе с ним работает сильная команда. Даже в разработке скафандров для астронавтов SpaceX участвовал дизайнер Хосе Фернандес, который ранее создавал костюмы для Бэтмена и Железного человека. Сначала был разработан внешний вид скафандров, а потом техническое оснащение. Но компания SpaceX тщательно охраняет свои секреты. Раскрываются только некоторые публичные темы, документация и технические подробности остаются закрытыми.

Американская космонавтика открыта для мировых новостей. Проводятся качественные трансляции для СМИ и пользователей интернета. В Китае, России и других странах достижения в космических технологиях нередко засекречены,  нет публичных трансляций или их качество оставляет желать лучшего. В России также нет традиции публичного освещения важных научных разработок и событий. Но именно просветительские темы наиболее интересны читателям в Живом Журнале и посты просветителей собирают немало комментариев. ЖЖ поддерживает блоги о науке в рамках программы «Эпоха просвещения».

Тем, кто интересуется космосом, Александр Хохлов рекомендует фильмы «Космическая Одиссея 2001 года» и «Космическая Одиссея 2010 года», книгу Антона Первушина apervushin «Последний космический шанс» (о возможностях и перспективах космонавтики) и сборник эссе Станислава Лема «Мгновение» — о том, что у человечества есть немного времени, чтобы выйти в космос и стать межпланетным видом. 

Александр подчеркнул, что у детей должны быть не только мечты о космосе, но и условия для их реализации. Нужны новые научные события и их массовое освещение, которые вдохновят будущих изобретателей.

 Фотография из блога Александра Хохлова https://alien3.livejournal.com/
Фотография из блога Александра Хохлова https://alien3.livejournal.com/

Человек в космосе

Зачем человеку лететь на Луну и другие планеты? Как биологический вид, человек расширяет свой ареал, это необходимо для выживания любого биологического вида.

Сейчас человек чаще всего создает и эксплуатирует приборы для космических полетов. Автоматические аппараты летают на другие планеты, но они, конечно, управляются людьми с помощью радиосвязи. В случае поломок и непредвиденных событий человек не может их оперативно отремонтировать. Телескоп «Hubble» работает много лет потому, что его орбита была достижима для шаттлов и космонавты могли его обслуживать. Сейчас рассматривается еще одна миссия для обслуживания «Hubble» на корабле Orion. При пилотируемом полете на Луну и Марс люди будут специалистами, который обслуживают и ремонтируют бортовую технику и научные приборы, что многократно увеличит возможности для исследований.

Также возможности человека шире, чем возможности техники. Автоматические роверы проезжают небольшое расстояние по поверхности другой планеты. Человек на управляемых вездеходах сможет передвигаться на значительные расстояния и проводить серьезные исследования в разных точках планеты. 

Луна в будущем будет ресурсной базой и местом для запуска космических кораблей для полетов к другим планетам. Слишком частые пуски ракет в космос с Земли вредят атмосфере планеты. На Луне нет атмосферы, поэтому массовые пуски для освоения Солнечной системы будут производиться оттуда. Люди будут работать на лунной станции вахтовым методом, как сейчас работают в Антарктиде.

Александр 4 года работал в Центре управления полетами, был специалистом по системам жизнеобеспечения. Он считает, что реально наладить их массовое производство, сделать эти системы максимально замкнутыми и надежными. Технически уже сейчас возможно обеспечить долговременную деятельность человека в космосе. 

Автор фотографии - Никита Попов
Автор фотографии - Никита Попов

О российской космонавтике

У космонавтики России есть потенциал, квалифицированные специалисты и необходимая техническая база. Но события политики и экономики, пандемия коронавируса серьезно отражаются на мировой и российской космонавтике. В мае 2020 года от коронавируса умер Евгений Анатольевич Микрин — генеральный конструктор пилотируемых программ РФ.

Основное отличие российской и американской космонавтики в том, что в России финансирование космической отрасли осуществляется вперед на 10 лет. Из-за инфляции техника дорожает и не всегда возможно реализовать планы. Из-за задержки текущих этапов разработки технологий отменяются или переносятся более сложные проекты. В США Конгресс и президент каждый год утверждают финансирование NASA, поэтому при необходимости могут быть выделены дополнительные средства.

Важно, чтобы российская космонавтика отошла от долгосрочного планирования финансов, чтобы появилась возможность ежегодно вносить изменения в финансирование программ, исходя из их потребностей, но при этом нужно иметь четкую и прозрачную долговременную стратегию.

У России уже около 30 лет не было межпланетных миссий, кроме запуска «Марса-96» в 1996 году и «Фобоса-Грунта» в 2011 году. Автоматическая межпланетная станция была запущена в ноябре 2011 года, но она не смогла покинуть окрестности Земли, оставшись на низкой околоземной орбите. В январе 2012 года станция сгорела в плотных слоях земной атмосферы.

Российская и американская космическая техника создается с разными целями, при разном уровне развития промышленности и в разных экономических условиях. В США есть конкуренция между частными компаниями, которые занимаются космическими технологиями. 

«Роскосмос» сейчас ограничен санкциями, исключение сделано для программы полетов кораблей «Союз». В ближайшие 10 лет для обслуживания МКС будет необходимо резервирование, поэтому полеты кораблей «Союз» будут продолжаться. 

Также сейчас у России официально нет лунной программы. Для полета на Луну и вокруг Луны, для посадки на поверхность Луны необходимо разрабатывать новые ракеты. Первый беспилотный полет космического корабля «Орел» к Луне запланирован «Роскосмосом» на 2029 год.

В России была сокращена программа развития космодромов. На космодроме «Восточный» планировалось два стартовых стола для ракет «Ангара», но строится один стартовый стол. Также в России практически утрачены технологии водородной энергетики, их необходимо создать заново. Такие технологии есть у США, Индии, Китая.

В рамках федеральной целевой программы «Создание космического ракетного комплекса сверхтяжёлого класса на 2020—2030 годы» в РКК «Энергия» разрабатывается российская ракета-носитель сверхтяжёлого класса «Енисей» (РН СТК-1). Ракета «Енисей» будет похожа на ракету Falcon Heavy, она будет собрана из небольших модулей. В России есть ограничения по транспортировке космических аппаратов. В США разрабатывается сверхтяжёлая ракета-носитель для пилотируемых экспедиций за пределы околоземной орбиты SLS  (Space Launch System).

Также в РКК «Энергия» разрабатывается корабль «Орёл» — многоразовый пилотируемый космический корабль (старое название «Федерация»), которые предназначены для лунной программы, но могут также прийти на смену пилотируемым кораблям серии «Союз».

Особенно важно развивать международное сотрудничество. Программа МКС устойчива потому, что она работает при поддержке нескольких стран. Государство и частные компании должны сотрудничать в условиях конкуренции для успешного освоения космоса.

Автор фотографии Надежда Палтусова https://vk.com/paltusova_n
Автор фотографии Надежда Палтусова https://vk.com/paltusova_n

О космическом туризме

В ближайшем будущем нас ждет новый расцвет космического туризма. В 2001 году американский бизнесмен Деннис Тито стал первым туристом, который провел около 8 дней в космосе на борту Международной космической станции. Все космические туристы были доставлены на МКС туристической компанией «Space Adventures», которая работала с российским агентством «Роскосмос». Туристам были предоставлены места на космических кораблях «Союз». Всего на МКС побывало семь туристов (один – Чарльз Шимоньи - дважды), заключительный полет программы состоялся в 2009 году. 

Для возобновления программы космического туризма компания «Space Adventures» подписала соглашение с компанией SpaceX. В будущем космические туристы будут отправляться на орбиту на борту корабля Crew Dragon. Первый полет новой программы состоится на конец в конце 2021-го года или в начале 2022-го года.

Россия также планирует развивать направление космического туризма. На 2021 год запланирован коммерческий полет корабля «Союз», также совместно с компанией «Space Adventures». 

Стоимость полета в суборбитальном туризме сейчас составляет около 250 тысяч долларов. Стоимость частного полета в космос — около 50 миллионов долларов. Она будет снижаться по мере развития технологий. 

Будущее создается на наших глазах, но оно постоянно меняется. Для развития космического туризма в составе МКС в скором времени могут появиться коммерческие модули для частных астронавтов от компании «Axiom Space». Также американская частная компания «Bigelow Aerospace», которая занималась космическим туризмом, планировала создать первый космический отель. Но из-за пандемии в 2020 году все сотрудники этой компании были уволены. Компания «Bigelow Aerospace» по заказу NASA разработала экспериментальный надувной модуль BEAM для размещения на Международной космической станции. Сейчас этот модуль используется, как склад. 

МКС (фотография Роскосмоса)
МКС (фотография Роскосмоса)

Что произойдёт в ближайшие 50 лет

Горизонт планирования в космонавтике большой, на много десятилетий вперед. Некоторые космические программы опережают свое время, поэтому они могут быть повторены позже с использованием современных технологий. Александр Хохлов ранее уже делился с читателями прогнозами о развитии мировой космонавтики в статье «Трудность прогноза, или Космонавтика через 50 лет».

Компания Илона Маска SpaceX разрабатывает пилотируемый космический корабль нового поколения «Starship».  SpaceX планирует облет Луны в середине 2020-х годов и посадку на Луну. Boeing и другие компании также разрабатывают программы полета на Марс. Летом 2020 года к Марсу полетят аппараты ОАЭ, США и Китая. Российско-европейский аппарат «ЭкзоМарс» полетит в 2022 году. 

Срок работы МКС ограничен. После окончания программы МКС в 2030-х годах она будет затоплена. Официальный срок работы Международной космической станции — до 2024 года, но в ближайшее время должна быть создана станция Китая, поэтому важно продолжить работу МКС. Компании, которые участвовали в создании модулей для МКС, смогут потом отстыковать свои модули и создать свою орбитальную станцию. Например, американская компания «Axiom Space», — производитель модулей и компонентов орбитальных станций, — планирует создание первых коммерческих модулей МКС и первой международной коммерческой космической станции, и управление ими.

В 2022 году состоится запуск автоматической межпланетной станции Европейского космического агентства «JUICE» (Jupiter Icy Moon Explorer). Эта станция предназначена для изучения системы Юпитера и его спутников Ганимеда, Европы и Каллисто на наличие у этих лун подповерхностных океанов жидкой воды. В цели миссии «JUICE» входит исследование водных ресурсов Ганимеда. Это имеет важное значение для определения потенциальной обитаемости Солнечной системы вне Земли. Юпитера станция достигнет в конце 2029 года.

В США разрабатывается многоцелевой частично многоразовый транспортный космический корабль «Орион»для полетов на Луну и Марс. . В 2021 году планируется запуск корабля «Орион» на орбиту вокруг нашего естественного спутника в рамках реализации программы США «Артемида» по возвращению людей на Луну. В проекте примут участие американские компании, Европейское космическое агентство, Япония. 

В 2021, 2025 и 2027 годах планируется посадка на Луну российских автоматических аппаратов.

В ближайшие десятилетия главная цель мировой космонавтики — сделать космические технологии экономически оправданными. Тогда они смогут развиваться, а человечество сможет начать освоение Марса.

Фотография из блога Александра Хохлова https://alien3.livejournal.com/
Фотография из блога Александра Хохлова https://alien3.livejournal.com/

Подпишитесь на блог Александра Хохлова alien3, чтобы быть в курсе самых важных событий мировой космонавтики!

Цикл встреч #остаёмсядома будет продолжен.
Следите за анонсами!

Ошибка

В этом журнале запрещены анонимные комментарии

Картинка по умолчанию

Ваш ответ будет скрыт